Интересно

Ваши действия в случае приостановления регистрации НН/РК



В случае приостановления регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – Реестр) в соответствии с пунктом 201.16 статьи 201 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс), налогоплательщик имеет право подать в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в такой налоговой накладной/расчета корректировки объяснения и/или копии документов, указанные в подпункте «в» подпункта 201.16.1 пункта 201.16 статьи 201 Кодекса.

Пояснения можно подать в виде Сообщения о подаче документов о подтверждении реальности осуществления операций по відмовленим НН/РК по форме J(F)1312601 (далее - Уведомление).

 Сообщение (J(F)1312601) формируется по каждой в отдельности налоговой накладной/расчета корректировки, регистрация которого приостановлено в Реестре, и к такому уведомлению прилагаются копии документов в виде отдельных приложений по форме J(F)1360101 в формате PDF (размер каждого приложения не должен превышать 2 мГб).

 Электронные форматы Уведомления и приложения к нему размещены на официальном веб-портале ГФС в разделе «Электронная отчетность»/Налогоплательщикам про электронную отчетность Информационно-аналитическое обеспечение/Реестр электронных форм налоговых документов.

Извещение с приложениями может быть сформировано и направлено через личный кабинет электронного сервиса «Электронный кабинет плательщика» (режим «Ведение отчетности»), вход в который осуществляется по адресу: cabinet.sfs.gov.ua, а также через официальный веб-портал ГФС Украины.

Также для формирования Уведомления в электронном виде налогоплательщик самостоятельно на собственное усмотрение может выбрать любое программное обеспечение, которое формирует выходной файл в соответствии с утвержденным форматом (стандартом).

Критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных и Исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утверждена приказом Министерства финансов Украины от 13.06.2017 № 567, зарегистрированным в Минюсте 16.06.2017 №753/30621.

Законодательно у плательщика НДС есть 1 год, с даты возникновения налогового обязательства, на подачу подтверждающих документов. При этом следует учесть, что остановка регистрации налоговой накладной не освобождает плательщика НДС от обязанности отражения суммы НДС «заблокированной» налоговой накладной в составе налоговых обязательств соответствующего налогового периода.

 Таким образом, продавец в любом случае отражает обязательства по НДС, а вот покупатель, которому выписана такая налоговая накладная может ожидать появление налогового кредита в течение года.

Для «разблокировки» регистрации плательщику нужно подать (смотрим, что указано в предложении из квитанции о блокировке - «и/или»):

1) письменные пояснения относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчета корректировки;

2) копии документов (по исключительному перечню).

Подавать их можно в течение 365 к. дн. (п.п. 201.16.2 НКУ). Отсчитываются со дня, следующего за днем возникновения налоговых обязательств, отраженных в налоговой накладной / расчета корректировки.

В Исключительный перечень входят:

- договоры, в том числе внешнеэкономические контракты с приложениями, переписка с контрагентами;

 - договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, которые получают продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления хозяйственной операции;

 - первичные документы по поставке/приобретению товаров/услуг, хранения и транспортировки, погрузки, разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные; - расчетные документы, банковские выписки с лицевых счетов;

 - документы по подтверждению соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

 

14 июля 2017 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины от 04.07.17 № 485, которым утвержден Порядок рассмотрения жалоб на решение комиссии Государственной фискальной службы об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Порядок определяет процедуру рассмотрения жалоб на решения комиссии ГФС, которая принимает решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Жалобы подаются плательщиком налога на добавленную стоимость к ДФС в течение 10 календарных дней после получения им решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных. Когда последний день срока приходится на выходной или праздничный день, последним днем такого срока считается первый рабочий день, наступающий за выходным или праздничным днем. Срок подачи жалобы может быть продлен по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 Налогового кодекса Украины.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия по рассмотрению жалоб принимает одно из следующих решений:

 - удовлетворяет жалобу и отменяет решение комиссии ГФС;

- оставляет жалобу без удовлетворения и решение комиссии ГФС без изменений.

Если мотивированное решение по жалобе не направляется налогоплательщику в течение срока, определенного пунктом 56.23 статьи 56 Налогового кодекса, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока.

Удовлетворения жалобы является основанием для регистрации в Едином реестре налоговых накладных налоговых накладных/расчетов корректировки, указанных в жалобе, с учетом требований пункта 2001.3 статьи 200 Налогового кодекса.

Конституцией Украины каждому гражданину гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, ее должностных лиц (ст. 55). Следовательно, в случае несогласия с мнением органа ГФС такие действия/бездействие можно обжаловать в судебном порядке.

Так, в административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий суда (ст. 2 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС).

Обжалование решений Комиссии ГФС на основании Порядка №485 является бесплатным, имеет более короткий срок рассмотрения, считается досудебной процедурой и по его результатам можно добиться регистрации остановленной НН/РК в ЕРНН.

Поэтому уместно попытаться сначала обжаловать отказ в административном порядке, а затем, если жалоба не будет удовлетворена, обратиться в суд. Как и удовлетворение Комиссией ГФС жалобы, поданной в административном порядке, удовлетворение искового заявления является основанием для регистрации в ЕРНН НН/РК, указанных в заявлении.

Но обращаем внимание: чтобы избежать недоразумений и хитростей со стороны налоговиков, просьба обязать орган ГФС осуществить действия по регистрации НН/РК в ЕРНН лучше оформить в иске как отдельное требование.

Административные дела относительно обжалования действий или бездеятельности субъектов властных полномочий решаются по выбору истца по его месту нахождения, зарегистрированным в установленном порядке (ст. 19 КАСС).

Перечень окружных административных судов можно найти на официальном веб-сайте Судебной власти Украины в разделе «Судебная власть» – «Суды». Права и обязанности сторон определены в ст. 49 КАСС.

За подачу в суд искового заявления (неимущественного характера) юрлицу или физлицу-предпринимателю придется уплатить судебный сбор в размере одного прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ст. 4 Закона от 08.07.11 г. № 3674-VI «О судебном сборе», далее – Закон № 3674). Начиная с мая этого года он составляет 1 684 грн. Судебный сбор можно перечислить в безналичной или наличной форме.

Обратите внимание: если в исковом заявлении объединены два и больше требований неимущественного характера, то судебный сбор платится за каждое такое требование (ч. 3 ст. 6 Закона № 3674). Поэтому при указании в иске нескольких требований, например об отмене отказа Комиссии ГФС и обязательства осуществить регистрацию НН, придется уплатить судебный сбор в двойном размере, то есть 3 368 грн.

Общий срок обращения в административный суд составляет 6 месяцев. Он исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов (ст. 99 КАС). В нашем случае течение этого срока начинается со дня, когда:

- остановлено регистрацию НН/РК в ЕРНН – при обжаловании действий по приостановлению регистрации или бездействия в случае длительного рассмотрения объяснений;

-  дан отказ в такой регистрации – при обжаловании решения субъекта властных полномочий.

Административный иск подается в форме письменного искового заявления истцом или его представителем лично в канцелярию суда или направляется по почте и должно содержать (ст. 105, 106 КАС):

- наименование суда, в который подается исковое заявление;

- имя (наименование) истца, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если такие есть. При отсутствии средства связи или электронной почты в шапке иска все-таки следует ввести такую графу, но тогда указать в ней «отсутствуют»;

- имя (наименование) ответчика, а если обжалуются решения должностного лица, его должность и место службы, почтовый адрес, а также номер средства связи, электронную почту, если известно;

- содержание исковых требований и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования. В случае подачи иска к нескольким ответчикам раскрывается содержание исковых требований к каждому из них;

- в случае необходимости – ходатайство об истребовании доказательств, о вызове свидетелей и т. п;

- перечень документов и других материалов, которые прилагаются к иску, и их копии по количеству ответчиков и третьих сторон. То есть в случае подачи иска, в котором истцом является сельхозпредприятие, ответчиком – орган ДФС, третьим лицом – контрагент истца, сам иск и прилагаемые к нему документы должны быть в 4 экземплярах: три – для сторон, четвертый – для суда.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем с указанием даты подписания. Если иск подается представителем, то к нему прилагается заверенная надлежащим образом доверенность представителя (ст. 58 КАС). Оригинал такой доверенности должен быть предъявлен вместе с документом, удостоверяющим личность, при установлении лиц в судебном заседании.

 В подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, истец предоставляет доказательства, а в случае невозможности их предоставления указывает такие доказательства и указывает причины невозможности их представления.

Обратите внимание: в административных делах обязанность доказывания правомерности решения, действия или бездеятельности субъекта властных полномочий возлагается именно на ответчика, если он возражает против иска (ст. 71 КАС).

Административное дело должно быть рассмотрено в течение месяца со дня открытия производства по делу (ст. 122 КАС). Решение по спору излагается в форме постановления. По другим вопросам выносятся постановления (ч. 4 ст. 160 КАС). Поэтому при решении дела по сути суд может (ст. 162 КАС):

- удовлетворить иск полностью или частично;

- отказать в удовлетворении иска полностью или частично.

 Постановление административного суда набирает законной силы после окончания срока подачи апелляционной жалобы (ст. 254 КАС), то есть через 10 дней со дня получения копии постановления. Постановления и определения суда по административным делам, что набрали законной силы, являются обязательными к выполнению на всей территории Украины (ст. 14, 255 КАС).