Банкротство как одно из юридических оснований ликвидации предприятий

Банкротство как одно из юридических оснований ликвидации предприятий регулируется Законом Украины О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом»‘ от 14 мая 1992г. N 2343-XII, с изменениями и дополнениями. Этот Закон ставит условия и порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности — должника или признание его банкротом и применение ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов.

 Положение этого Закона применяются также и к юридическим лицам, которые действуют в форме потребительского общества, благотворительного или другого фонда (т.е. не являются субъектами предпринимательской деятельности).

 Вместе с тем, положение этого Закона не применяются к юридическим лицам — казенных предприятий, а также к юридическим лицам — предприятий, которые есть объектами права коммунальной собственности, если относительно них исключительно на пленарном заседании соответствующего совета органов местное самоуправление принято решение относительно этого.

Банкротство — это признанная хозяйственным судом невозможность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как через применение ликвидационной процедуры. В свою очередь, под неплатежеспособностью Закон понимает невозможность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока их уплаты денежные обязательства перед кредиторами, в том числе по заработной плате, а также выполнить обязательство относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как через восстановление платежеспособности. Из приведенного определения вытекает, что банкротство имеет экономический и правовой характер.

 С экономической точки зрения банкротство является невозможностью субъекта продолжать свою предпринимательскую деятельность вследствие ее экономической нерентабельности, бесприбыльности. Субъект предпринимательства имеет столько долгов перед кредиторами и обязательств перед бюджетом, который когда их требования будут предъявлены в определенные для этого сроки, то имущества субъекта — активов в ликвидной форме — не хватит для их удовлетворения.

 Юридический аспект банкротства состоит перво-наперво в том, что у субъекта есть кредиторы, т.е. лица, которые имеют подтвержденные документами имущественные требования к нему как к должнику. Это имущественное правоотношение банкротства, осуществление которых в установленном законом порядке может привести к ликвидации субъекта предпринимательства.

 Особенностью Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом» есть то, что этот Закон регулирует две большие группы общественного отношения — материальные (организационно-правовые и частично процедурные), которые связаны с восстановлением платежеспособности должника, и процессуальные, связанные с признанием должника банкротом.

 Активы в ликвидной форме — это имущество на балансе субъекта, который может быть так или иначе реализовано (основные средства и инвестиции; оборотные средства и средства; расчетные документы и другие финансовые активы с учетом задолженности; ликвидные нематериальные активы: имущественные права типа патентов, технологий, лицензий и т.п.).

 Материальные отношения составляются, как правило, при осуществлении мероприятий по предотвращению банкротства должника (предоставление финансовой помощи, досудебная санация). Отдельные материальные отношения возникают и функционируют также при применении судебных процедур (распоряжение имуществом должника, употребление мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных планом санации, и т.п.). Вследствие возбуждения дела о банкротстве возникает комплекс процессуального правоотношения относительно: обеспечения денежных требований кредиторов, предыдущего заседания хозяйственного суда, судебной санации, признания должника банкротом и открытие ликвидационной процедуры, мирового соглашения, прекращения проведения в деле о банкротстве и т.п..

 Субъектами банкротства (банкротами) действующий Закон признает не только юридических лиц, а и физический лиц, зарегистрированных как субъекты предпринимательской деятельности. Причем, как это вытекает с содержания отдельных положений ст. 1 Закона, субъектами банкротства могут быть лишь лица одной категории — субъекты предпринимательства, которые называются в Законе должниками или банкротами.

 Должником соответствующий субъект считается на всех стадиях проведения в деле о банкротстве, банкротом — после того, как хозяйственный суд примет постановление о признании должника банкротом.

 Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом» не распространяется на юридических лиц, которые не занимаются согласно их уставам (положениями) систематической предпринимательской деятельностью, и на физический лиц – не являющихся предпринимателями.

 С другой стороны, в отношениях банкротства выступают кредиторы. Это могут быть юридическое или физический лица, которые имеют в установленном порядке подтвержденные документами требования относительно денежных обязательств к должнику, относительно выплаты задолженности по заработной плате работникам должника, а также органы государственной налоговой службы и другие государственные органы, которые осуществляют контроль за правильностью и своевременностью взыскания налогов и сборов (обязательных платежей). К другим государственным органам Закон, в частности, относит: органы местного самоуправления или центральные органы исполнительной власти (п. 2 ст. 42; п. 2 ст. 43); государственные органы по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от следствий Чернобыльской катастрофы, по вопросам охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, по вопросам геологии и использование недр (п. 2 ст. 43); государственный орган в делах надзора за страховой деятельностью (п. 1 ст. 45); государственный орган по вопросам регулирования рынка ценных бумаг (п. 1 ст. 46).

Использование законодательства по вопросам банкротства может защитить интересы, как должника, так и кредитора. Поэтому процедура банкротства это очень удобный юридический механизм.

 В украинской практике банкротство, как правило, применяется в трех случаях. В каждом из этих случаев есть, как минимум, одна сторона, которая совершенно четко представляет, чего хочет добиться в процессе банкротства предприятия. Поэтому поддержка профессиональных юристов и арбитражных управляющих будет полезной вне зависимости от того, какую роль в ходе банкротства играет ваше предприятие.

 Первый вид – подконтрольный процесс, который инициирует должник — банкрот. За счет процедуры банкротства предприятие может вынудить кредиторов пойти на провести финансовую реструктуризацию. Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника, или признании его банкротом» подразумевает введение моратория на удовлетворение требований кредиторов с момента начала производства по делу о банкротстве.

 Пребывая в процессе банкротства, но не доводя дело до публикации объявления о банкротстве, предприятие может на законных основаниях годами не платить своим кредиторам. Еще одна возможность использования банкротства в интересах должника – упрощение ликвидации предприятия. В отличие от стандартной процедуры ликвидации предприятия, в ходе дела о банкротства не требуется налоговая проверка. Кроме того, ликвидацию в процедуре банкротства можно завершить значительно быстрее, чем стандартный процесс. Не менее распространена схема отчуждения активов в ходе банкротства. Для этого достаточно утвердить план санации предприятия, в рамках которого предусматривается передача имущества должника специально создаваемым предприятиям.

 Эффективность реализации всех этих схем зависит от квалификации арбитражного управляющего, которого без преувеличения можно назвать ключевым участником процедуры банкротства.

 Еще один вариант использования дел о банкротстве – их возбуждение для поглощения должника. Под видом стремления «взыскать свои деньги», инициирующий кредитор действует в интересах структуры, которая стремится получить контроль над объектом. Такая схема основана на определенном ограничении прав менеджмента и совладельцев предприятия на момент проведения процедуры банкротства.

 Дело в том, что в ходе процесса оперативный контроль над должником передается арбитражному управляющему, назначаемому хозяйственным судом по представлению комитета кредиторов. И если тот, кто пытается захватить предприятие, смог получить большинство голосов в комитете кредиторов, противостоять назначению лояльного ему арбитражного управляющего крайне сложно.

 И даже в ходе самого обычного дела о банкротстве, когда кто-нибудь из кредиторов просто пытается вернуть свои деньги, может возникнуть множество нюансов. Например, очень большое количество дел возбуждается по инициативе местных налоговых инспекций, либо отделений Пенсионного фонда, которые действуют в рамках утвержденных в главных офисах нормативов. При этом работники данных органов на местах не особо заинтересованы в эффективном ходе банкротства предприятия.

 Если должник представляет хоть какой-то интерес, то его банкротством воспользоваться конкуренты и заинтересованные в таких процессах предприниматели. Эти люди научились виртуозно использовать нормы законодательства о банкротстве. Противостоять им могут только юристы и арбитражные управляющие, обладающие высокой квалификацией и богатым опытом.

 Мариуполь-Консалтинг оказывает услуги по ликвидации предприятий в Украине, консультирование и сопровождение банкротств в Мариуполе и Донецкой области. На данный момент в Украине ликвидация предприятий является достаточно сложным процессом, что связано как с необходимостью выполнения различных процедур по снятию предприятия с учета в налоговой инспекции, фондах, закрытию счетов в банках, решению вопросов по погашению кредиторской и дебиторской задолженности, упорядочивание и сдача документов в архив и выполнение других формальностей. 

 

 Ликвидация предприятия (в форме ООО, ЧП, ЗАО, ОАО) или субъекта предпринимательской деятельности (СПД) может происходить как по инициативе собственника, так и кредиторов. В зависимости от Ваших целей — реструктуризация и списание долгов, избежание нежелательных проверок контролирующих органов, введение моратория на взыскание кредиторской задолженности, защита предприятия от поглощения, или наоборот — взыскание кредиторской задолженности, поглощение и слияние предприятий, нами могут быть предложены различные схемы работы и сервисы.

  В составе нашей компании работают профессиональные налоговые консультанты, юристы и специалисты по вопросам банкротства (арбитражное управление). Таким образом, мы можем обеспечить полный комплекс работ связанных с выбором и реализацией оптимальной схемы, связанной с закрытием фирмы, в т.ч.:

 — ликвидация предприятия по решению собственника;

 — смена учредителей и директора предприятия;

 — ликвидация предприятий по процедуре банкротства.

 

Ликвидации предприятия по решению собственника

 Ликвидации предприятия по решению собственника оптимально производить, если предприятие не имеет задолженностей перед бюджетом и клиентами, а учредители приняли решение о ликвидации.

  Процедура

 подача решения о ликвидации в регистрационную палату

 подача объявления о ликвидации

 получение описи ликвидационного дела

 закрытие счетов в банке

 проверка налоговой инспекции

 снятие с учета в налоговой инспекции

 снятие с учета в таможне

 снятие с учета во всех фондах

сдача печати в милицию

сдача документации в архив

 подача в регистрационную палату документов, подтверждающих снятие предприятия с учета во всех фондах, налоговой, справка из архива, справка из милиции о том, что печати сданы, оригиналы свидетельства и устава

 

 Негативные стороны: зависимость от сроков назначения налоговой проверки, возможные административные и финансовые санкции со стороны контролирующих органов, затраты связанные с содержанием предприятия на период ликвидации.

Смена учредителей и директора предприятия

 Смена учредителей и директора предприятия – наиболее быстрый способ избавления от ненужного предприятия. Достаточно неплохой вариант, если деятельность предприятия практически не осуществлялась. 

 Процедура ограничивается перерегистрацией предприятия на нового собственника.

 Негативные стороны: Собственники и руководители предприятия продолжают нести ответственность за деятельность, которая осуществлялась до перерегистрации (исключая административную ответственность). В зависимости от ситуации может возникнуть необходимость в осуществлении независимого аудита.

 Ликвидация предприятий по процедуре банкротств

 Ликвидация предприятий по процедуре банкротства – наиболее оптимальный вариант для ликвидации предприятия с долгами или для предприятий, имеющих значительные риски финансовых санкций, в случае проведения аудита налоговой инспекции и фондов. Банкротство предприятия может быть использовано для реструктуризации активов, а также для защиты от кредиторов. На период проведения банкротства могут быть сменены учредители и директор.

  Согласно статье 12 Закона Украины «Про восстановление платежеспособности должника или признание его банкротом» одновременно с возбуждением производства по делу о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, в т.ч. не начисляется неустойка (штраф, пеня), не применяются другие санкции за невыполнение денежных обязательств и обязательств по уплате налогов, страховых сборов и других обязательных платежей.

  В зависимости от выбора схемы мы можем ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов, что позволит – избежать налоговых санкций и остановить действие судебных производств по отношению к Вашему предприятию.

 

 В зависимости от биографии предприятия, показателей финансово-хозяйственной деятельности, наличия материальных активов, конечной цели ликвидационной процедуры могут быть предложены разные варианты работы.

 1. Ликвидация по общей судебной процедуре – наиболее сложный и длительный процесс. Для возбуждения дела размер требований кредиторов должен быть не меньше трехсот минимальных заработных плат. В месячный срок после выхода объявления о возбуждении дела о банкротстве в официальном печатном органе, принимаются и рассматриваются заявления кредиторов, после чего формируется комитет кредиторов. Не редко дело находится в судебном разбирательстве до принятия решения по введению процедуры ликвидации около 6 мес. При этом, возможно судебное обжалование отдельных требований кредиторов к должнику. Решение об открытии ликвидационной процедуры принимается избранным комитетом кредиторов, в состав которого согласно Закону может входить до семи кредиторов. Привлекательность такого пути осуществления процедуры банкротства является возможность переведения активов на другое юридическое лицо (санация) с оставлением долговых обязательств на предприятии-банкроте. Участие арбитражного управляющего в деле является обязательной, при чем его действия координируются комитетом кредиторов. Кредиторы с решающим правом голоса (51% голосов) имеют значительное влияние на решение важных вопросов.

 

2. Ликвидация по решению владельца не зависит от суммы кредиторских требований должника и дает возможность контролировать ход проведения процедуры в составе ликвидационной комиссии, хотя не исключает участие арбитражного управляющего. Для реализации такой схемы обязательным условием, которое должно предшествовать представлению заявления в хозяйственный суд является создание ликвидационной комиссии, (назначение ликвидатора), которая в дальнейшем принимает решение о признании должника банкротом и подаёт заявление в суд. Процедура признания банкрота и открытие ликвидационной процедуры является менее продолжительным процессом, по сравнению с общей судебной процедурой. Как и в предыдущем варианте формируется комитет кредиторов, который выполняет те же самые полномочия.

 

3. Проведение процедуры банкротства в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности или отсутствием должника (не осуществление предпринимательской деятельности на протяжении продолжительного времени, отсутствие предприятия и должностных лиц по месту регистрации, не представление отчетов к органам ГНА, ПФУ ) является одним из наиболее быстрым решением в плане отстранения владельцев (должностных лиц) от решения вопросов, связанных с осуществлением процедуры ликвидации, эта процедура не предполагает создание комитета кредиторов. Обязательным для реализации такой схемы есть наличие кредитора. Сумма кредиторских требований Законом не предусмотрена. Признаки, по которым согласно Закону должник классифицируется отсутствующим, могут быть определенные как государственными кредиторами (ГНА, ПФУ, фонды социального страхования) так и юридическими лицами. При этом, срок проведения такой процедуры является непродолжительным, поскольку ликвидатором (арбитражный управляющий или представитель государственного органа по вопросам банкротства) только осуществляется процедура „ обнаружения имущества”, необходимого для удовлетворения требований кредиторов. Срок принятия решения судом постановления про ликвидацию юридического лица по этой процедуре составляет от 3 месяцев.

 

Чтобы заказать услугу или получить необходимую информацию по материалам сайта, свяжитесь с нашими специалистами.