Как защититься при проведении налогового хронометража

Как защититься при проведении налогового хронометража

Как защититься при проведении налогового хронометража

 

 

До принятия специальных нормативных актов проведение налогового хронометража хозяйственных операций незаконно

  В качестве одного из любимых налоговиками косвенных методов получения информации о хозяйственной деятельности предприятий Налоговый кодекс (НК) упоминает о хронометраже хозяйственных операций. И косвенные методы, и хронометраж у предпринимателей вызывают содрогание.

  Ведь ранее, например, хронометраж регламентировался внутренними нормативными актами ГНАУ (сейчас — Госналогслужбы), и это помогало бизнесменам отбиться от чрезмерного внимания со стороны налоговых органов под тем предлогом, что подобный вид проверки не предусмотрен Законом о Госналогслужбе.

  Теперь хронометраж закреплен на законодательном уровне, и предприниматели опасаются, что налоговики будут висеть у них над душой, а полученную информацию — использовать для давления на предприятия.

 Что это такое

  Налоговый кодекс подозрительно немногословен в части регламентирования проведения хронометража. И тем не менее даже немногие касающиеся его нормы Кодекса противоречат друг другу. Согласно п.14.1.264 НК, хронометражем является процесс наблюдения за ведением хозяйственной деятельности предпринимателем, который осуществляется налоговыми органами в ходе фактических проверок (т.е. проводимых по месту осуществления этой деятельности и без предупреждения) в целях “установления реальных показателей деятельности налогоплательщика”.

  В соответствии со ст.80 НК хронометраж — уже не императивная норма, поскольку в этой статье говорится, что он только лишь “может проводиться” во время фактических проверок. По результатам хронометража составляется справка, которую подписывают должностные лица налогового органа и субъекта хозяйствования и (или) лица, фактически осуществляющие хозяйственные операции.

  Больше ничего о хронометраже в НК не говорится, что может вызвать затруднения у предпринимателей, которые не будут осведомлены, за чем и за кем налоговики будут наблюдать. Зато у мытарей, получается, развязаны руки.

Хронометраж может проводиться исключительно во время фактических проверок.  Лицами, совершающими хозоперации, могут быть, например, кассиры или другие работники компании, которые проводят наличные платежи через РРО, а также принимают и оформляют подакцизный товар.

  То есть, вероятно, путем хронометрирования будет “изучаться” порядок совершения расчетных операций, соблюдение кассовой дисциплины, наличие лицензий, патентов, свидетельств, производство и оборот подакцизных товаров, а также порядок оформления трудовых отношений и соблюдение работодателем условий трудового договора. Во время хронометража, предположительно, могут отслеживаться, например, выручка, объем реализации товара за единицу времени, объем произведенной продукции и использованных в производстве ресурсов и т.п.

 Однако НК не дает четкого ответа на вопрос, какие именно хозяйственные операции могут быть подвергнуты хронометражу, а какие — нет, какие конкретно лица, фактически осуществляющие хозяйственные операции, должны подписывать хронометражную справку и т.д.

    Не содержит соответствующего разъяснения и письмо ГНАУ №2337/7/23-7017/125 от 28.01.11 г. «Об отдельных вопросах проведения фактических проверок»,  в этом письме говорится лишь о возможности (но не об обязательности) осуществления хронометража в ходе фактической проверки.

 Как защищаться

  Таким образом, механизма осуществления хронометража в рамках фактической проверки нет. А посему отсутствие четких норм, регламентирующих его проведение, как в НК, так и в других нормативно-правовых актах, — сейчас главный козырь для предпринимателей, не желающих, чтобы мытари исследовали их хозяйственную деятельность под микроскопом.

  Если же налоговики и пытаются провести хронометраж, то советуем предпринимателям в первую очередь напомнить визитерам, что, согласно ст.19 Конституции, органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, в рамках полномочий и способом, который предусмотрен Конституцией и законами Украины.

  Способ, т.е. порядок проведения хронометража, не определен ни НК, ни другими законодательными и нормативными актами. Следовательно, до принятия специальных нормативных актов любые попытки налоговиков провести мероприятия по хронометражу незаконны, и бизнесмены имеют право пресекать подобные поползновения.

  Тот факт, что исходя из норм НК хронометраж является не самостоятельным видом проверки, а способом получения информации во время ее проведения, лишь подчеркивает необходимость его расшифровки. Ведь сейчас нормы НК, регламентирующие проведение хронометража, можно понять и так, что налоговикам разрешается в ходе хронометража только смотреть (наблюдать) на действия работников, осуществляющих хозяйственные операции, но не фиксировать их в реальном времени, например, сидя рядом, а тем более требовать каких-либо подтверждений и что-либо уточнять.

    Пусть наблюдают, но не более. Сейчас в официальных источниках имеется только одно определение хронометража — так называемая “фотография рабочего дня”, которую делают сами субъекты хоздеятельности. Большая советская энциклопедия определяет хронометраж, как метод изучения затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся ручных и машинно-ручных элементов трудовых операций путем замеров их продолжительности и анализа условий их выполнения..

 Проведение налогового хронометража, как минимум, нарушает конституционные права работников предприятия и даже может повлечь за собой последствия, предусмотренные ст.127 Уголовного кодекса (“Пытки”). Ведь у некоторых сотрудников, осуществляющих хозоперации под присмотром, действительно могут возникнуть проблемы со здоровьем или с психикой. Сейчас проведение налоговыми органами хронометражей хозяйственных операций, по моему мнению, бизнесмены могут успешно оспаривать в судебном порядке. Тем более что, согласно НК, его неоднозначные нормы трактуются в пользу налогоплательщиков.

 Принуждение сотрудников предприятия к выполнению рабочих обязанностей во время проведения налоговыми органами хронометража хозяйственных операций может нарушать права этих граждан, предусмотренные ст.43 Конституции, которая запрещает использование принудительного труда.

 Ведь сотрудники компании, которые, например, принимают наличные платежи клиентов и проводят их через РРО, не обязаны работать под присмотром налоговиков. Поэтому они могут сообщить своему работодателю об этом и воздержаться от выполнения работ. Работодатель, в свою очередь, может указать на этот факт в хронометражной справке (приложив копии служебных записок сотрудников к акту фактической проверки), отметив, что сотрудники налоговой службы принуждали работников к выполнению работ, например, для повышения показателей хронометража.

  В целом же, бизнесмены могут обезопасить себя от хронометража, не допустив налоговиков к проведению фактической проверки, если, например, не соблюдены требования ст.81 НК, которой регламентированы условия и порядок допуска к таким проверкам.